[Новости] [Экспонаты] [Гостевая книга]
[О проекте] [Чтиво] [Ссылки]

Поддержите сайт, посетите нашего спонсора 

О сайте http://www.russ.ru

Примерно так выглядел сайт russ.ru в недалеком прошлом:
Нажмите, чтобы изучить старый index.htm с russ.ru

Русский Журнал
http://russ.ru

Дата выхода:
14 июля 1997 г.

Главный редактор и владелец проекта - Глеб Павловский,

заместитель главного редактора - Елена Пенская.

Создатели проекта.

Первая версия: Глеб Павловский, Дмитрий Иванов, Марина Литвинович, Илья Овчинников, Тихон Осипов, Елена Баранова, Юлия Савченко. Вторая версия: Дмитрий Иванов, Максим Егоров, Илья Овчинников, Галина Скрябина, Тихон Осипов, Елена Баранова, Сергей Ильницкий. Третья версия: Елена Пенская, Дмитрий Иванов, Максим Егоров, Галина Скрябина, Илья Овчинников, Иван Давыдов, Евгений Горный, Денис Бычихин, Татьяна Восковская, Тихон Осипов, Сергей Ильницкий. Четвертая версия (проектируемая): Елена Пенская, Галина Скрябина, Илья Овчинников, Максим Егоров, Татьяна Задирака, Евгения Викентьева, Юрий Швецов.

Русский Журнал появился в июле 1997 года и выглядел весьма странно: в Сеть пришли люди, не имеющие к Сети никакого отношения, с серьезными намерениями и немалыми деньгами. Многие помнят как журнал "Век ХХ и мир" http://russ.ru/antolog/vek, так и информационное агентство "Постфактум" - их возглавлял Глеб Павловский. "Век ХХ" перестал выходить в 1995 году, а через год его главному редактору пришла в голову идея сетевого журнала, первоначальный вариант которого был подготовлен тремя сотрудниками к лету 1997 года. Так родился Русский Журнал.

На момент открытия РЖ был первым большим серьезным изданием в русскоязычном секторе Интернета, посвященным вопросам современной литературы, политики, экономики, культуры; вся наша сетевая пресса, за исключением культового "Zhurnal.Ru" http://zhurnal.ru, делилась в то время на две категории. Первая - интернет-версии бумажных журналов и газет, например, "Журнальный зал" или "Независимая газета", предоставлявшая бесплатный доступ к отдельным публикациям. Вторая - проекты Ситилайна (Cityline) - "Вечерний Интернет" http://www.cityline.ru/vi/current.htm, "Паравозов-news" http://inter.net.ru/pn и другие - уникальные проекты, за которыми стоял контент-провайдер: впервые в России к работе были привлечены профессиональные писатели и журналисты, писавшие специально для Сети и получавшие за это деньги.

Русский Журнал представлял собой синтез двух описанных выше образов существования прессы в Интернет - статичного и динамичного. С одной стороны, его отличали невиданные ранее в Рунете солидность формы и содержания, свойственные скорее "толстым" бумажным журналам. С другой - он был типичным "e-zine" со всеми соответствующими признаками, главным из которых была и остается открытость, возможность непосредственного контакта читателя с писателем (издателем). Русский Журнал возник благодаря Интернету, но поначалу к нему прямого отношения не имел. РЖ рассчитывал на "серьезного, вдумчивого читателя, ищущего среди бесчисленного информационного мусора Сети осмысленное чтение". Издание задумывалось как сетевой дискуссионный журнал, где статьи, дискуссии http://russ.ru/forums и библиотека http://russ.ru/antolog образуют единое целое. И хотя библиотека - "Антологии" - оказалась в значительной степени обособлена от остальной части сервера, она до сих пор остается самоценным его разделом: там хранятся подробные хроники путчей 1991 и 1993 гг., а также авторская библиотека Михаила Эпштейна.

По справедливому замечанию А.Шермана, для 1997 года Русский Журнал был проектом не столько "сегодняшнего", сколько "завтрашнего" дня, т.к. задача охвата и отражения информационно-культурного пространства решалась лишь при достаточном проникновении Интернета в массы. Цель журнала в первые месяцы существования заключалась в том, чтобы дожить до того "завтрашнего" дня, когда русский Интернет стал достаточно велик и смог обеспечить необходимую критическую массу читателей. А "дожить" можно было лишь при условии непрерывного развития, движения вперед.

Надо сказать, что люди, возглавлявшие Русский Журнал, не имели четкого представления о специфике среды, в которую они пришли. В течение первых месяцев нас сильно ограничивало тяжелое наследие "Века ХХ", зашедшего в идеологический тупик: у истоков нашего издания лежали диссидентские, прозападные направления плюс внутреннее неприятие "рыночной" реальности. Нетрудно было заметить противоположность этих тенденций; в программных текстах, которыми был открыт Русский Журнал, декларировалось, что наш девиз - маргинальность и что мы пытаемся создать идеологию новой России. Впрочем, никакой новой идеологии мы не создали, а вот упор на маргинальность в течение первых месяцев действительно имел место.

У нас, создателей журнала, почти никогда не было иллюзии, будто мы делаем что-то гениальное. Но мы были довольны тем, что создали как бы "настоящее сетевое издание", непохожее на все остальные, для многих удивительное и непонятное. Нам казалось, что следует избегать моментов, которые делают наш сайт похожим на другие (а на деле свидетельствуют об интегрированности сайта в так называемое сетевое сообщество) - счетчик, баннеры, кнопки и тому подобное. Однако к сентябрю-октябрю 1997 года возникло несколько факторов, побудивших нас к тому, чтобы расширять круг авторов и сотрудников, а также аудиторию. Во-первых, в "Журнале.Ру" появилась первая большая статья о нас http://litera.ru/slova/kritika/rzh1.htm ; ее написал Александр Шерман, руководящий ныне сервером "Независимой газеты" http://ng.ru. Во-вторых, нам стало понятно, что Русский Журнал не должен быть сетевым аналогом "Века ХХ и мира", к которому механически "пристёгнуты" гостевые книги. Поэтому мы предприняли попытки выхода на людей, имена которых уже были известны в русской Сети.

Русский Журнал в то время весьма слабо представлял, как себя надо позиционировать, поэтому вначале случались забавные проколы. В первых "выпусках" Русского Журнала были напечатаны серьезные тексты с заявкой на создание новой идеологии. Один из них назывался "К возобновлению русского", подобные декларации многих отпугивали. Да и вообще читателям была не слишком симпатична подчеркнуто-интеллектуальная направленность журнала, программный уклон в сторону чисто рассудочного анализа ситуации, упование на "всепобеждающую мощь детерминистского Разума". Поэтому, когда мы собрались познакомиться с десятком известных людей, кто-то из них отказывался, т.к. считал, что с нами нет смысла иметь дело: ну раз хотят создавать новую идеологию, пусть создают. Позднее этот инцидент был исчерпан, например, наши сотрудники писали заметки для журнала Александра Гагина, а он охотно давал нам интервью.

В сентябре 1997 года мы начали сотрудничать с Максимом Мошковым http://lib.ru. Идея этого сотрудничества была проста, как все гениальное: мы стали еженедельно публиковать новые поступления библиотеки Мошкова. И хотя люди имели возможность зайти напрямую в библиотеку и сами проверить, что появилось нового, всем стало известно, что "Русский Журнал" публикует "Новости библиотеки Мошкова". Информация оказалась популярнее, чем можно было предположить; из этого вырос проект "Новости электронных библиотек" http://russ.ru/biblio. Основная задача проекта - объединение информации о новых поступлениях в электронные библиотеки русского Интернета. Именно здесь можно узнать о том, какие книги за последнее время появились в Интернете.

Общими недостатками первой версии РЖ были сырая структура (одни рубрики дублировали другие, темы третьих не были должным образом определены) и оторванность от сетевого сообщества. Попытка преодоления этой оторванности выразилась, в первую очередь, в открытии авторских колонок Романа Лейбова "Бессрочная ссылка" http://russ.ru/ssylka (редкий долгожитель среди "сетевых обозрений") и Сергея Кузнецова "Монокль" http://russ.ru/monocle. Обозрение Кузнецова ранее публиковалось на сервере Ситилайна под именем "Сеновал"; его переезд на наш сервер ощутимо приблизил РЖ к народу и прибавил популярности нашему изданию.

Русский Журнал существует почти три года; за это время он дважды сильно менялся, не за горами и новые перемены - сейчас разрабатываются новая структура сервера и новый дизайн. Первая и вторая смена дизайна были обусловлены переменами содержательного характера - попытками упростить тематический рубрикатор и закрыть направления, исчерпавшие себя (такими были, например, рубрика о жизни российской глубинки, или разделы, освещавшие язвы современного общества - они соединились и составили "Историю современности").

Вторая версия РЖ открылась в феврале 1998 г.; стал легче дизайн страниц, количество рубрик уменьшилось, открылся проект "Новости электронных библиотек" http://russ.ru/biblio. В марте открылся "Пегас Light" http://russ.ru/pegas - дневник культурных событий под редакцией Сергея Кузнецова, где известные московские критики делились своими впечатлениями о свежих фильмах, спектаклях, концертах, выставках и др. В апреле открылась рубрика "Net-культура" http://russ.ru/netcult под редакцией Евгения Горного, посвященная анализу культурных аспектов развития Интернета. Одно из главных наших направлений - ежедневные книжные рецензии - было выделено в отдельную рубрику. Тем самым Русский Журнал внес посильный вклад в библиотечное дело, опубликовав за два с половиной года более тысячи аннотаций и рецензий на свежие книги.

Появление третьей версии РЖ в ноябре 1998 г. было вызвано несколькими потребностями редакции: свести количество рубрик до минимума (их стало семь, теперь осталось пять), преодолеть оторванность форумов и авторских колонок от рб\убрик журнала, обновить дизайн и сохранить в Сети то лучшее, что было в закрывшемся журнале "Пушкин" (выходил с сентября 1997 г. по август 1998 г.). Политические материалы, выходившее ранее в трех рубриках РЖ, составили единый раздел "Политика". Появились также "Новости культуры" - еженедельная афиша и заметки критиков о свежих спектаклях, концертах, кинофильмах и выставках (сейчас эту рубрику возглавляют известные критики Петр Поспелов и Ольга Кабанова). В эту же рубрику вошли еженедельные "Монокль" и "Пегас Light", преобразованные в авторское обозрение С.Кузнецова "Культурный гид".

Весной 1999 года была изменена система читательских форумов: мы взяли на вооружение программный продукт "Discus", оправдавший себя в процессе нашей работы над "Интернет-парламентом" http://elections.ru. Вместо форумов и страниц для обсуждений публикаций журнала, которые никак не пересекались между собой, в каждой рубрике были созданы тематические форумы; притом любой зарегистрированный пользователь мог открыть новую дискуссию на свое усмотрение, а ведущим форумов стало проще осуществлять модерацию и архивирование дискуссий. (Позже регистрация в форумах была отменена.) В результате этого форумы стали ближе по содержанию к статьям журнала и оказались для многих читателей "культовыми местами" - например, такие, как "Эпидемия помешательства", "Сексизм! Белые начинают и выигрывают", "Дискуссия о творчестве Виктора Пелевина".

Описанная структура сервера в общих чертах сохранилась до сих пор: на данный момент (апрель-2000) основными темами наших публикаций являются литература, политика, культурная жизнь в столицах и провинции, а также Интернет. По-прежнему привлекают читателей "Новости электронных библиотек" и "Культурный Гид" Сергея Кузнецова. В течение последних месяцев РЖ находится в стадии трансформирования, готовится смена дизайна и упрощение структуры.

Русский Журнал был и остается пока некоммерческим проектом. Русский Журнал - наш первый опыт в Сети, своего рода испытательный полигон, на котором мы учились и опыт которого помог нам в создании других сайтов (нашими следующими опытами были http://boris.nemtsov.ru, http://millennium.ru, http://kirienko.ru ).

Русский Журнал поддерживает тесные партнерские отношения с такими известными сетевыми изданиями, как "Национальная служба новостей", MSNBC, Библиотека Мошкова, "Вести.Ру", "Лента.Ру", "Независимая газета", "ePolit", "СМИ.Ру", "Современное искусство в Сети", ":LENIN:", журнал "InterNet" и другие.